Трансфузиологи обменялись опытом на представительном международном семинаре
В Институте усовершенствования врачей Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова состоялся семинар «Новое в трансфузиологии: руководящие документы и технологии». В семинаре приняли участие более ста представителей трансфузиологического сообщества России, Казахстана, Белоруссии, Украины, Ирана, Франции, США и Великобритании.
Открывая семинар, заведующий кафедрой трансфузиологии Пироговского центра профессор Евгений Жибурт напомнил, что цель службы крови – обеспечить качество трансфузионной терапии, в конечном итоге – качество жизни пациента с тем или иным дефицитом функции крови.
При этом следует избегать ненужных трансфузий, используя трансфузионные правила, основанные на доказательствах, для того, чтобы сократить потенциально фатальные (инфекционные и неинфекционные) трансфузионные осложнения.
О современных подходах к обеспечению инфекционной безопасности крови рассказал один из мировых экспертов в этой области Нико Лили (Париж, Франция), создатель системы контроля качества VQC (Viral Quality Control), нескольких стандартов ВОЗ и генодиагностикумов, использующихся в лабораториях многих стран. В результате глобального наблюдения за ВИЧ выделена группа «элитных контролеров» – инфицированных лиц с отсутствием или чрезвычайно низкой концентрацией вируса в крови, но с наличием антител к ВИЧ. Для недопущения таких людей к донорству необходим надежный серологический скрининг донорской крови, выстроенный в соответствии с рекомендациями ВОЗ.
Российские руководящие документы этим рекомендациям соответствуют, мягко говоря, не всегда (см. «МГ» №71 от 23.09.2009, №17 от 12.03.2010 и №18 от 16.03.2011). Много вопросов вызывают и вступившие в силу 26 апреля 2011 г. санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 "Профилактика ВИЧ-инфекции".
Формат газетной статьи не позволяет разобрать все несуразицы документа, поэтому остановимся лишь на одном абзаце:
«8.4.2.11. Компоненты крови с малым сроком годности (до 1 месяца) должны забирать от кадровых (повторных) доноров и использовать в период срока годности. Их безопасность должна дополнительно подтверждаться ПЦР и другими методами NAT-технологии. В качестве объекта исследования в этом случае используется плазма крови (сыворотка) от той же и следующей донации.»
Современный взвешивающий раствор SAGM позволяет хранить эритроциты в течение 42 суток, устаревший гемоконсервант CPDA – 35 суток, и лишь древний, нигде в мире не применяющийся «Глюгицир» - 21 сутки. То есть следует отказаться от современных технологий, если хочешь выдать эритроциты в клинику.
Но ведь заготовить эритроциты можно лишь от кадровых доноров. То есть тех, кто сдал кровь в течение года более трех раз. Получается, что эритроциты от первых трех донаций нужно выбросить?
«ПЦР и другими методами» - получается не менее трех методов. Но в мире для скрининга донорской крови применяется лишь два – ПЦР и ТМА (transcription-mediated amplification). А согласно постановлению Правительства РФ №1230 от 31.12.2010 применение NAT-технологий для скрининга донорской крови не является обязательным.
И совсем невозможной делает выдачу эритроцитов требование использовать в качестве объекта исследования плазму крови (сыворотку) от следующей донации. Интервал между донациями крови – не менее 2 месяцев. Срок годности эритроцитов – см. первое предложение обсуждаемого абзаца. Переливанию крови – конец? Или отредактировать «оригинальные» правила?
Единственное преимущество мануальных технологий скрининга серологических маркеров инфекций в крови доноров – меньшая цена. Во всех остальных аспектах существенное преимущество за автоматизированными технологиями, в том числе независимость результата от навыков оператора. В сочетании с надлежащим выполнением преаналитического этапа это приводит к снижению доли ложноположительных результатов, а значит, и к снижению доли необоснованно отведенных доноров.
Обойтись без переливания эритроцитов можно, как, например, пытаются обходиться Свидетели Иеговы». Однако при этом возрастает риск неблагоприятного исхода лечения пациентов с анемией, вплоть до смертельных исходов. Отказ "Свидетелей Иеговы" от переливания крови в России к смерти уже 18 пациентов, в том числе 8 детей. В ситуации, когда применение крови невозможно, можно использовать перфторан, а можно - кровозаменители с функцией транспорта кислорода на основе гемоглобина.
Опытом управления единой государственной службы крови Великобритании поделился ее бывший руководитель Мартин Горхэм. Ежегодно заготавливается 2,1 млн. доз цельной крови. Все компоненты крови продаются в клинике. Цена дозы эритроцитов – 130 фунтов. Ежегодная выручка службы более 500 млн. фунтов.
Как и в других странах Евросоюза, предельный возраст сотрудников государственных организаций в Великобритании – 65 лет. Бодрые пенсионеры, уступив место молодым, находят себя в частном бизнесе и общественных, в том числе международных, организациях.
О необходимости стандартизации переливания крови в клинике говорил и заместитель директора Республиканского научно-производственного центра гематологии и трансфузиологии Республики Беларусь Сергей Лещук. Внедрив в практику Правила назначения компонентов крови Российской ассоциации трансфузиологов, белорусским коллегам удалось сократить расход компонентов крови и эффективно обеспечить возрастающее количество операций с искусственным кровообращением.
Весьма интересным для нашей аудитории было выступление Алана Слопецки – руководителя гарантии качества службы крови Великобритании. Нашим штатным расписанием подобная структура пока не предусмотрена. Служба качества существует во многом параллельно деятельности сотрудников, занятых производственными операциями. Менеджмент качества ведет к повышению эффективности работы, сокращению ошибок и их профилактике и, главное, нацелен на постоянное улучшение, пределов которому не существует.
В заключение на семинаре подвели итоги VIII Всероссийского конкурса «Лучший донор России -2011». Представители региональных служб крови получили дипломы, которые будут вручены лучшим донорам.
Сергей СИДОРОВ.
Кафедра трансфузиологии ИУВ Национального медико-хирургического центра им. Н.И.Пирогова.