НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЫХА
ДОНОРАМ-ВОЕННОСЛУЖАЩИМ
Глухов Е.А., помощник начальника Рязанского высшего военного командного училища связи по правовой работе - начальник юридической службы, майор юстиции.
В соответствии с Кодексом этики донорства и переливания крови 1 кровь является общественным ресурсом, который должен быть общедоступен. Переливание крови, ее компонентов и препаратов - общепринятый стандартный способ лечения больных с дефицитом одного или нескольких компонентов крови - по-прежнему остается в центре внимания врачей всех специальностей.
1 Данный документ разработан при технической поддержке Всемирной организации здравоохранения. Принят Генеральной Ассамблеей Международного общества переливания крови (ISBT) 12 июля 2000 г.
В нашей стране потребность в донорской крови очень высока. В СССР первые массовые переливания крови нашли свое применение в военно-полевых условиях, были проведены во время военных действий у озера Хасан и в районе реки Халхин-Гол. Тогда для заготовки консервированной крови было организовано ее взятие от значительного числа доноров во Владивостоке, Хабаровске, Чите и других городах Дальнего Востока. К 1940 г. Советский Союз располагал мощной сетью учреждений Службы крови. Система организации донорства в годы Великой Отечественной войны позволила спасти жизни тысячам раненых бойцов.
До начала 90-х гг. XX в. в нашей стране существовала стройная система безвозмездного донорства крови, которую опекало и поддерживало государство. Действовали социальные льготы для доноров, проводились Дни донора на предприятиях и в учебных заведениях и т.д. В этих условиях врачи не испытывали особых проблем с препаратами крови.
В 1991 г. в России возникли новые экономические условия, произошли большие изменения в здравоохранении. Естественно, это коснулось и донорства. Ослабла система защиты доноров, сократились трудовые и социальные льготы. В реалиях нового времени возникло платное донорство. Вероятно, предполагалось, что за деньги доноры будут охотно сдавать кровь. Однако денег на компенсации донорам государство не выделяло, финансирование станций переливания крови было практически прекращено. Все это привело к тому, что система донорства крови постепенно разваливалась. В результате наблюдается уменьшение количества доноров, стали страдать больные, которые нуждались в переливаниях компонентов крови. Ведь болезни и ранения не зависят от смены политических и экономических систем. Откладывались хирургические операции, развивались осложнения, связанные как с течением заболеваний, так и с их лечением. Доктора были вынуждены отказываться от более эффективных методов лечения из-за невозможности обеспечить пациентов необходимыми компонентами крови. Возникла настоятельная потребность в возрождении донорства в нашей стране 2.
2 URL: http://infodonor.narod.ru/istoria.html
Вопросы предоставления льгот и компенсаций донорам-военнослужащим через призму Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" от 9 июня 1993 г. N 5142-1 уже освещались на страницах журнала "Право в Вооруженных Силах" 3. Однако с того времени в законодательстве о донорстве крови произошли значительные изменения. И хотя указанный Закон по-прежнему действует, ряд мер социальной поддержки донорами-военнослужащими в настоящее время уже не могут быть использованы.
3 См., напр.: Водопьянов А.А. Права военнослужащих-доноров // Право в Вооруженных Силах. 2001. N 4; Шеляховский В.М., Шершнев С.П., Гаврюшенко П.И. Военнослужащим-донорам - надежную правовую защиту // Там же. 2002. N 4.
В настоящей статье будет проанализировано право донора-военнослужащего на отдых после сдачи им крови или ее компонентов.
Донорство крови и ее компонентов в Вооруженных Силах Российской Федерации организуется в соответствии с указанным Законом, Приказом Министра обороны Российской Федерации "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 31 августа 1993 г. N 427, разд. 19 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Приказом начальника тыла Вооруженных Сил Российской Федерации - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 г. N 1.
Приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 427 командирам (начальника) предписано организовывать и разъяснять требования Закона "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон о донорстве), обратив особое внимание при этом на реализацию комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства и защите прав донора. К данному Приказу прилагался Закон о донорстве в первоначальной редакции (видимо, для изучения). Кардинальные изменения данный Закон претерпел в 2005 г. в связи с вступлением в силу так называемого Закона "о монетизации льгот" 4. Ниже приведены редакции ст. 9 данного Закона до и после 2005 г., а также ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации.
4 Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Статья 9 Закона Российской
Федерации "О донорстве крови
и ее компонентов" в редакции
от 24 декабря 2002 г.
Статья 9 Закона
Российской
Федерации
"О донорстве
крови и ее
компонентов" в
редакции от 22
августа 2004 г.
Статья 186
Трудового кодекса
Российской Федерации
Льготы, предоставляемые донору
Меры социальной
поддержки,
предоставляемые
донору
Гарантии и компенсации
работникам в случае
сдачи ими крови и ее
компонентов
В день сдачи крови и ее
компонентов, а также в день
медицинского обследования
работник, являющийся донором,
освобождается от работы на
предприятии, в учреждении,
организации независимо от форм
собственности с сохранением
ним среднего заработка за
эти дни. Военнослужащий,
являющийся донором,
освобождается от несения
нарядов, вахт и других
форм службы.
В случае если по
соглашению с администрацией
работник, являющийся донором,
в день сдачи крови вышел на
работу (за исключением работ,
связанных с особыми условиями
труда), ему предоставляется по
его желанию другой день отдыха
с сохранением за ним
среднего заработка.
В случае сдачи крови и
ее компонентов в период
ежегодного отпуска, в выходной
или праздничный день донору
по его желанию предоставляется
другой день отдыха или день
сдачи крови оплачивается не
менее чем в двойном размере.
После каждого дня сдачи
крови и ее компонентов донору
предоставляется дополнительный
день отдыха с сохранением
за ним среднего заработка.
Указанный день отдыха по
желанию донора может быть
присоединен к ежегодному
отпуску или использован в
другое время в течение года
после дня сдачи крови и ее
компонентов.
В день сдачи крови донор
обеспечивается бесплатным
питанием за счет средств
соответствующего бюджета.
В день сдачи
крови донор
обеспечивается
бесплатным
питанием за
счет средств
бюджета,
осуществляющего
финансовое
обеспечение
организации
здравоохранения,
занимающейся
заготовкой
донорской крови
В день сдачи крови и
ее компонентов, а также
в день связанного с этим
медицинского обследования
работник освобождается
от работы.
В случае если
по соглашению с
работодателем работник в
день сдачи крови и ее
компонентов вышел на
работу (за исключением
тяжелых работ и работ
с вредными и (или)
опасными условиями труда,
когда выход работника на
работу в этот день
невозможен), ему
предоставляется по его
желанию другой день
отдыха.
В случае сдачи крови
и ее компонентов в
период ежегодного
оплачиваемого отпуска, в
выходной или нерабочий
праздничный день
работнику по его желанию
предоставляется другой
день отдыха.
После каждого дня
сдачи крови и ее
компонентов работнику
предоставляется
дополнительный день
отдыха. Указанный день
отдыха по желанию
работника может быть
присоединен к ежегодному
оплачиваемому отпуску или
использован в другое
время в течение года
после дня сдачи крови и
ее компонентов.
При сдаче крови и ее
компонентов работодатель
сохраняет за работником
его средний заработок
за дни сдачи и
предоставленные в связи
с этим дни отдыха.
Как видим, ст. 9 Закона о донорстве крови в редакции 2002 г. и ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации практически идентичны, т.е. меры социальной поддержки (льготы - по старой терминологии) донорам законодателем были перенесены из одного федерального закона в другой. Видимо, это было сделано в целях исключения дублирования правовых норм в разных законах, т.е. как техническая процедура. Однако, вопреки здравому смыслу и объективной необходимости, указанные изменения не нашли своего отражения в военном законодательстве. Такое техническое решение повлекло исключение из числа субъектов рассматриваемых отношений большую категорию граждан Российской Федерации - военнослужащих.
В соответствии с абз. 8 - 9 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 (с последующими изменениями) указал следующее: "Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе".
Право на отдых регулируется ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но о донорах в указанной статье ничего не сказано. Согласно п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы 5 военнослужащим, награжденным знаком "Почетный донор России", основной отпуск предоставляется в удобное для них время, но данная норма права относится к регулированию отношений по времени предоставлении отпуска, а не отдыха за сдачу крови.
5 Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями).
Таким образом, в настоящее время отсутствуют правовые основания предоставления дня отдыха (присоединения дня отдыха к основному отпуску) военнослужащему, сдавшему кровь. По мнению автора, государство в очередной раз обошло своим вниманием военнослужащих в социальных вопросах, что привело к неравенству прав граждан на территории государства. Кроме того, в ст. 6 Закона о донорстве крови также указано, что меры социальной поддержки предоставляются именно работнику.
При внесении в законодательство изменений, касающихся различий в порядке предоставления отдыха гражданам, выполнявшим одну и ту же функцию по сдаче крови, законодатель не учел, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст. 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В свою очередь, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано 6.
6 См., напр.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. При этом необходимо учитывать положения ст. 55 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Анализ указанных положений Закона о донорстве крови не позволяет прийти к выводу о том, что ограничение прав военнослужащих на отдых после сдачи ими крови обусловлено именно общественно значимыми интересами и тем более производится в целях защиты здоровья других лиц. Скорее даже наоборот, общественно значимые интересы государства заключаются в привлечении как можно большего числа граждан к донорскому движению в целях обеспечения текущей потребности лечебно-профилактических учреждений в компонентах крови и поддержания готовности к работе в чрезвычайных ситуациях, в том числе в военных конфликтах. Указанные же ограничения прав военнослужащих влекут отказ многих из них от сдачи крови.
Необходимо сделать оговорку: в настоящей статье рассматриваются только отношения по предоставлению военнослужащим времени отдыха за сдачу крови, другие социальные гарантии (льготы) ввиду ограниченности объема статьи не рассматриваются.
Так с какого времени гражданин получает право на отдых за сдачу крови? Какой период времени действует данное право? И можно ли утверждать, что командир воинской части, отказывая, например, военнослужащему в присоединении дополнительных суток отдыха к основному отпуску за сдачу им крови, нарушает его права?
Для того чтобы воспользоваться дополнительным оплачиваемым днем отдыха за сдачу крови, донор должен сначала ее сдать (кровь). Сдача крови оказывает определенное отрицательное воздействие на здоровье человека: после нее организму требуется отдых и время на восстановление объема крови. Именно с этой целью донору и предоставляется дополнительный день отдыха после сдачи крови. Таким образом, право донора на дополнительный день отдыха не является постоянным и появляется только после фактического забора у него крови.
Указанный день отдыха по желанию работника-донора может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов (ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации).
После сдачи крови донору выдается справка формы 402/у 7, которая подтверждает факт медицинского обследования с последующей сдачей крови или ее компонентов. Ниже приведена форма данной справки.
7 Форма справки утверждена Приказом Министерства здравоохранения СССР от 7 августа 1985 г. N 1055 (с изменениями от 18 октября 2002 г.).
СПРАВКА N _____ Серия ______
Дана донору _______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
в том, что он (она) дал(а) кровь ______________________________________
(число, месяц, год)
Дана для предъявления по месту работы.
В день дачи крови за донором сохраняется средняя заработная плата
по месту работы и предоставляется дополнительный день отдыха, который
по его желанию может быть присоединен к очередному отпуску.
Основание: Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее
компонентов".
М.П. Лицо, выдавшее справку __________________
(подпись)
Как видим, форма данной справки за длительное время не изменилась и в ней по-прежнему приведены требования о предоставлении дополнительного дня отдыха донорам (причем не только из числа работников). Но для представления дня отдыха за сдачу крови военнослужащим требуется, кроме самой справки, еще и законное основание, которое в настоящее время отсутствует. Право на отдых после сдачи крови законодательно закреплено только для доноров-работников, а статус военнослужащего в данном случае является преградой для воспользования данным правом. Поэтому в настоящее время донор-военнослужащий не вправе требовать предоставления дополнительных дней отдыха за сдачу им крови.
Формально при таком изменении законодательства права конкретного донора-военнослужащего на отдых не нарушены, так как это право не носит постоянный характер, а сдавать или не сдавать кровь, человек должен решать сам 8. Ведь принуждать к донорству нельзя, можно только предусматривать конкретные меры поощрения материального характера для стимулирования донорства, формирования мотивации у населения на такой акт.
8 В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" донорство является свободно выраженным добровольным актом.
Разделение доноров на две большие категории - работников и иных лиц, на которых не распространяются нормы трудового права, привело к дискриминации по социальному положению в части различных критериев и законодательных норм о предоставлении времени отдыха за сдачу крови.
По мнению автора, в настоящее время у большой категории граждан России - военнослужащих - отсутствует заинтересованность в сдаче крови и ее компонентов. В Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 7) сформулировано положение, гласящее, что Российская Федерация является социальным государством. Однако в настоящее время можно констатировать, что проводимая в последние годы в России политика относительно привлечения граждан в ряды доноров не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий. Пропаганда массового донорства, как то предписано ст. 6 Закона о донорстве крови и приложением N 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 2008 г. N 312, вряд ли принесет желаемые результаты, не будучи подкрепленной реальными мерами социальной поддержки, по крайней мере в среде военнослужащих.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что законодательство о донорстве крови и ее компонентов нуждается в серьезной переработке и совершенствовании в разрезе важнейшего принципа правового государства - принципа равенства. По мнению автора, было бы справедливым дополнить ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нормой о предоставлении дополнительного дня отдыха донорам-военнослужащим после сдачи ими крови.