КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ КРОВИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
в 2004 - 2010 годы

       Концепция развития службы крови в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в развитие Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. № 1387.

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ

       Служба крови Российской Федерации является одной из важнейших составных частей отечественного здравоохранения и обеспечивает оказание трансфузиологической помощи в мирное время и при чрезвычайных ситуациях.
       Проблема развития службы крови имеет общегосударственный стратегический характер, так как затрагивает вопросы безопасности страны.
       За последние десятилетия произошел переворот в понимании задач трансфузиологии, связанных с осознанием риска переливания крови и ее компонентов, с одной стороны, и необходимостью их переливания для оказания помощи пациентам, с другой. В соответствии с решением Коллегии Минздрава СССР от 18 мая 1988 года в стране осуществлен переход на компонентную терапию, цельная кровь практически перестала использоваться в клинической практике. Потребность в компонентах крови непропорциональна их содержанию в крови и меняется с изменениями протоколов ведения больных. В условиях современной хирургии снижается потребность в эритроцитах, но возрастает нужда в свежезамороженной плазме. В онкогематологии и при острой лучевой болезни терапия невозможна без использования больших количеств тромбоцитарной массы. Дальнейшее развитие трансфузиологии связано с постепенным переходом от гемокомпонентной терапии к преимущественному использованию в клинической практике препаратов крови, в том числе, геноинженерных.
       Служба крови России представлена сетью учреждений (институты, центры, станции переливания крови) и подразделений (отделения, кабинеты переливания крови лечебно-профилактических учреждений), которые обеспечивают качество трансфузионной терапии. Большинство учреждений службы крови находится в ведении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и финансируются из соответствующих бюджетов.
       За последние годы служба крови сохранила четкую структуру и организацию, не допустила резкого падения производства. В 2002 году в России функционировало 192 станции переливания крови, 1077 отделений переливаний крови; в 293 больницах заготавливали кровь и ее компоненты. В учреждениях службы крови сохранились высококвалифицированные коллективы. В службе крови всего работает 21481 человек, из них 3863 врача, 9804 средних медицинских работников, 3795 младших медицинских работников, 744 инженерно-технического работника. Укомплектованность штатов в 2002 году составляла 94,4 %.
       Разработанная отечественными учеными методика использования свежезамороженной плазмы при ДВС-синдроме, краш-синдроме позволила резко снизить смертность больных, в том числе, у пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а применительно к акушерскому ДВС позволила снизить в Российской Федерации летальность родильниц в среднем на 40%. Разработаны отечественные технологии производства факторов свертывания крови VIII и IX, созданы уникальные кровезаменители-переносчики кислорода. Специальность "врач-трансфузиолог" включена в перечень медицинских и провизорских специальностей. Минздравом России подготовлен ряд важных нормативных правовых документов, направленных на совершенствование работы службы крови, развитие донорства крови. В 2002 году создано государственное учреждение "Центр крови Министерства здравоохранения Российской Федерации", осуществляющее оказание организационно-методической помощи учреждениям службы крови страны. Во многих субъектах Российской Федерации разработаны и успешно реализуются территориальные программы развития службы крови.
       Вместе с тем, сложности социально-экономического характера, наблюдавшиеся в последнее десятилетие в стране, имели негативные последствия для развития отечественной службы крови. Отсутствие адекватного финансирования привело к тому, что материально-техническая база большинства учреждений службы крови оказалась морально и физически изношенной, что существенно сдерживает внедрение в практику современных мировых и отечественных технологий по обеспечению безопасности и эффективности гемотрансфузионной терапии. Многочисленные учреждения службы крови маломощны и работают неэффективно. Назрела необходимость проведения работы по оптимизации сети учреждений службы крови (в рамках проводимой реструктуризации общей сети здравоохранения).
       Важнейший вопрос в трансфузиологии - обеспечение безопасности переливания компонентов и препаратов крови. Мероприятия по повышению безопасности гемотрансфузионной терапии регламентированы рядом отраслевых нормативных правовых документов - по порядку медицинского обследования доноров, внедрению карантинизации свежезамороженной плазмы, лейкофильтрации при заготовке компонентов крови и т.д. Вместе с тем, в условиях роста гемотрансмиссивных инфекций в стране, вопросы по вирусобезопасности выпускаемой продукции, в том числе, по карантинизации и вирусинактивации компонентов и препаратов крови, решаются явно недостаточно. Нуждается в совершенствовании система внешнего контроля качества лабораторных исследований в службе крови. Практически не применяются в службе крови современные методы генодиагностики гемотрансмиссивных инфекций.
       Медленно внедряются в практику работы службы крови эффективные аппаратные методы заготовки плазмы и клеточных компонентов крови, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных донорских ресурсов.
       Особенно в тяжелом положении находится производство препаратов крови в Российской Федерации. Ни одно из отечественных производств препаратов крови не соответствует правилам GMP. Имеющиеся корпуса фракционирования плазмы, построенные в 70-х годах прошлого века, работают на устаревшем оборудовании и нуждаются в реконструкции и модернизации. Потребность клинической медицины в препаратах крови удовлетворяется на 17-25% от нормативов ВОЗ. Промышленное производство факторов свертывания крови VIII и IX в Российской Федерации не осуществляется, крайне мало выпускается внутривенного иммуноглобулина. Отечественные препараты крови значительно отстают по качеству от зарубежных и не могут считаться безопасными в плане передачи гемотрансмиссивных инфекций. Страна вынуждена постоянно осуществлять закупки дорогостоящих препаратов крови за рубежом.
       С целью решения проблемы самообеспечения Российской Федерации высококачественными и безопасными препаратами крови требуется создание индустрии переработки плазмы крови путем модернизации уже действующих корпусов фракционирования плазмы и строительства современных мощных рентабельных плазмоперерабатывающих производств на основе внедрения новейших технологий полного цикла переработки плазмы (с двойной вирусинактивацией). Функционирование этих производств невозможно без серьезной перестройки сырьевой базы. Необходимо иметь широкую сеть донорских пунктов, оснащенных передовым оборудованием, систему хранения и транспортировки сырья.
       Требует совершенствования система государственного контроля качества компонентов и препаратов крови.
       В стране мало выпускается современных кровезаменителей, в том числе, отечественных, не имеющих аналогов в мире.
       Реорганизацию деятельности учреждений службы крови целесообразно осуществлять по принципу централизации высокотехнологичных и материалоемких процессов в работе службы крови, какими являются лабораторное тестирование, хранение, переработка компонентов, управление запасами, функционирование единого донорского центра. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования актуальным является привлечение частных инвестиций в развитие индустрии службы крови. Совершенствованию работы службы крови будет также способствовать предоставление учреждениям службы крови большей хозяйственной самостоятельности, внедрение системы государственных заказов.
       Необходимое условие успешной работы службы крови с целью обеспечения лечебно-профилактических учреждений качественными компонентами и препаратами крови - это дальнейшее развитие сырьевой базы донорства крови и ее компонентов.
       Донорская кровь, ее компоненты и препараты являются национальным достоянием. Донорство - свободно выраженный добровольный акт донации крови и ее компонентов для применения их с лечебной целью. Донорство воспитывает в человеке высокие нравственные принципы - гуманизм, доброту, отзывчивость, патриотизм.
       Проблема донорства крови и ее компонентов является одной из приоритетных для государства и ключевых для отечественного здравоохранения. Положительное общественное отношение и активное участие населения в донорстве соответствуют целям государства в области безопасности и социальной политики - формированию здорового поколения, физически и духовно крепкого общества.
       Однако в последнее десятилетие донорство переживает значительный спад, что, прежде всего, связано со сложной социально-экономической ситуацией в стране, ухудшением демографической ситуации, ликвидацией прежней плановой системы организации донорства, практически прекращением пропаганды донорства в средствах массовой информации, невыполнением обязательств по льготам, предоставляемым донорам, крайне неудовлетворительным финансированием учреждений службы крови. Администрации учреждений и предприятий, на которые ранее производились выезды с целью заготовки крови, занимают в проведении этой акции пассивную позицию, а нередко противодействуют участию трудового коллектива в донорстве. Общее количество доноров в России за 15 лет уменьшилось более чем в 2 раза (в 1985 году - 5,6 млн. чел, в 2002 году - 2,1 млн. чел.). В 2002 году безвозмездные доноры составляли 87,5 % донорского контингента, обеспечивая 83 % всех кроводач. Количество доноров в России на 1 тыс. населения в 2002 году - 14,6 (25 кроводач на 1 тыс. населения), в то время как, по данным Совета Европы, для самообеспечения страны кровью и ее компонентами необходимо иметь 40-60 доноров на 1 тыс. чел. В Европе это количество в среднем составляет 40,2.
       С учетом изменившихся социально-экономических условий в стране необходимо принятие мер по расширению социальной базы безвозмездного донорства, поиску моральных стимулов к донорству. Требуется разработка национальных программ пропаганды безвозмездного добровольного донорства, ориентированных на различные возрастные группы и социальные слои общества; использование для этой цели всех средств массовой информации, особенно телевидения и радио. К работе с донорским контингентом должны активно привлекаться Российское общество Красного Креста, другие общественные и медицинские организации. Донорское движение нуждается в поддержке представителей органов государственной власти всех уровней, известных политиков, артистов, предпринимателей.
       Нуждается в пересмотре нормативная правовая база, регулирующая работу службы крови, развитие донорского движения. Многие положения Закона Российской Федерации от 09.06.1993 № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" устарели, носят декларативный характер, не учитывают изменения, произошедшие в социально-экономической жизни страны за последние 10 лет. В этой связи актуальным является разработка новой редакции вышеназванного Закона, предусматривающей передовые подходы к организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, деятельности службы крови.
       С целью совершенствования работы службы крови требует дальнейшего развития мероприятия по стандартизации, лицензированию, сертификации, аккредитации.
       Недостаточно решаются вопросы компьютеризации учреждений службы крови - одного из важных компонентов обеспечения безопасности гемотрансфузионной терапии. Разработка отраслевого информационного стандарта, организация единого информационного пространства службы крови страны позволит создать федеральный и региональные донорские центры, национальный регистр доноров, отведенных от донорства, и общероссийскую автоматизированную систему учета и управления запасами крови и ее компонентов.
       Дальнейшее развитие службы крови и трансфузиологии должно быть связано с улучшением качества подготовки врачей-трансфузиологов, организацией подготовки специалистов-технологов для производств препаратов крови, среднего медицинского и технического персонала для учреждений службы крови.
       Необходимо активизировать научно-исследовательскую работу профильных НИИ. Передовые научные разработки должны быстрее внедряться в практику работы службы крови.
       Состояние материально-технической базы учреждений службы крови в ближайшие годы должно значительно улучшиться за счет приобретения современного отечественного и зарубежного оборудования. В этой связи на развитие службы крови во многом влияет состояние отечественного производства медицинского и технологического оборудования и расходных материалов. Несмотря на то, что отечественные предприятия в последние годы предлагают все больший ассортимент изделий и оборудования для учреждений службы крови, нередко уникальных, не имеющих аналогов в мире, в целом, отечественное производство оборудования не удовлетворяет потребности службы крови, что требует принятия соответствующих межведомственных решений по его дальнейшему развитию.
       В целях координации действий Минздрава России и заинтересованных министерств и ведомств, общественных и медицинских организаций в 2004 году необходимо создать межведомственный совет по развитию службы крови в Российской Федерации.
       Стратегическое значение службы крови в обеспечении национальной безопасности страны, в охране здоровья населения России, необходимость решения проблемы самообеспечения страны кровью, ее компонентами и препаратами диктует необходимость принятия Концепции развития службы крови в Российской Федерации на 2004-2010 годы.
       Реализация Концепции позволит решать проблемы службы крови на государственном уровне, комплексно, максимально эффективно используя ресурсы государства и общества.
       Концепция явится основой для разработки региональных программ по полномасштабной реорганизации трансфузионной медицины в стране.

КОНЦЕПЦИЯ

       Глобальная цель Концепции - гарантия качества гемотрансфузионной терапии путем постоянного совершенствования деятельности учреждений и подразделений службы крови в Российской Федерации, достижение уровня самообеспечения России донорской кровью, ее компонентами и препаратами.

Цели концепции:


      · совершенствование государственной политики в области развития безвозмездного добровольного донорства крови и ее компонентов достижение и поддержание уровня донорства, достаточного для самообеспечения страны компонентами и препаратами донорской крови.
      · дальнейшее развитие законодательной и нормативной правовой базы в службе крови;
      · обеспечение современного уровня гарантии качества (безопасности и эффективности) средств и методов гемотрансфузионной терапии;
      · модернизация производственной базы службы крови страны;
      · совершенствование системы государственного контроля качества компонентов и препаратов крови.

Основные принципы концепции:


      · консолидация действий государственных органов всех уровней, организаций и граждан в сфере поддержки и развития донорского движения;
      · гармонизация законодательных и нормативных правовых актов в службе крови с учетом международных обязательств Российской Федерации;
      · максимально эффективное использование донорских ресурсов страны на основе совершенствования существующих и внедрения новых современных комплексных технологий;
      · централизация высокотехнологичных и материалоемких составляющих службы крови: переработка и хранение компонентов крови, лабораторные исследования, управление запасами, единый донорский центр, организация трансфузиологической помощи;
      · обеспечение высокого качества (безопасности и эффективности) средств и методов гемотрансфузионной терапии на всех этапах заготовки, производства, хранения, транспортировки и клинического применения крови, ее компонентов и препаратов.

Задачи концепции:

       По направлению - развитие донорства крови и ее компонентов:
      · привлечение к донорству крови и ее компонентов здорового населения России; просвещение населения по вопросам донорства и лечебного применения компонентов и препаратов крови;
      · совершенствование нормативно-правовой базы донорства крови;
      · создание национального и региональных общественных объединений доноров;
      · пропаганда донорского движения как акта гуманизма с использованием современных рекламных технологий;
· формирование благоприятных социальных, правовых, экономических и медицинских условий для реализации донорских функций;
      · совершенствование системы морального стимулирования безвозмездного донорства и поощрения организаторов донорского движения, в том числе, поощрения руководителей предприятий и организаций, способствующих участию в донорстве своих сотрудников;
      · поддержание престижа лиц, награжденных знаком "Почетный донор России";
      · развитие медицинских технологий контроля и поддержания состояния здоровья доноров;
      · совершенствование структуры и организации системы управления донорством; повышение качества организационно-методического руководства донорским движением в регионах;
      · профессиональная подготовка специалистов для работы с донорскими кадрами и развития донорства крови;
      · совершенствование системы медицинского и социального страхования доноров крови и ее компонентов;
      · создание современной информационно-аналитической базы для работы с донорскими кадрами;
      · организация федерального и региональных регистров лиц, отведенных от донорства.
      · использование международного опыта по рекрутированию и работе с донорскими кадрами с целью выработки оптимальных подходов к решению проблемы развития донорства в России.

       По направлению - обеспечение качества (безопасности и эффективности) средств и методов гемотрансфузионной терапии:
      · совершенствование системы государственного контроля качества компонентов и препаратов крови;
      · внедрение единых требований и условий лицензирования учреждений и подразделений службы крови;
      · централизация переработки донорской крови и ее компонентов с наличием широкой сети донорских пунктов;
      · организация надежной первичной диагностики гемотрансмиссивных инфекций, централизация лабораторно-диагностической службы в регионах либо федеральных округах;
      · совершенствование качества иммуноферментных наборов и разработка генодиагностических технологий тестирования крови;
      · совершенствование системы внешнего контроля качества лабораторных исследований в службе крови;
      · перевод всех учреждений службы крови на применение при заготовке крови полимерных контейнеров и отказ от использования стеклянной тары;
      · широкое внедрение методов карантинизации и лейкофильтрации при заготовке компонентов крови;
      · разработка стандартных требований к компонентам и препаратам крови и контролю их качества, внедрение в практику работы учреждений службы крови принципов управления качеством;
      · создание региональных или окружных банков хранения карантинизированных компонентов крови - свежезамороженной плазмы и эритроцитов;
      · разработка и внедрение методов вирусной инактивации компонентов и препаратов крови.
      · создание регистров ЦМВ-негативных доноров, доноров редких эритроцитарных групп и HLA-типированных доноров.

       По направлению - создание индустрии службы крови, увеличение производства безопасных и эффективных компонентов и препаратов крови:
      · совершенствование материально-технической базы учреждений службы крови, разработка примерных перечней типового оснащения учреждений службы крови современным оборудованием;
      · создание индустрии переработки плазмы, соответствующей мировым стандартам, для получения полного ассортимента высококачественных препаратов крови на основе модернизации имеющихся корпусов фракционирования плазмы и строительства современных мощных плазмоперерабатывающих производств на основе внедрения передовых технологий полного цикла переработки плазмы с двойной вирусинактивацией;
      · организация производства кровезаменителя-переносчика кислорода на основе модифицированного гемоглобина;
      · внедрение современных методов заготовки плазмы, в том числе, метода аппаратного плазмафереза;
      · создание современных центров аппаратного донорского плазмафереза с целью формирования запасов плазмы как сырья для производства современных высокоэффективных препаратов крови;
      · организация эффективной системы транспортировки и хранения компонентов и препаратов крови;
      · организация производства отечественных эритроконсервантов, переход от заготовки эритромассы к производству эритроцитной взвеси;
      · увеличение сроков хранения гемокомпонентов за счет использования специальных видов оборудования для хранения эритроцитов, тромбоцитов, плазмы, криопреципитата;
      · совершенствование методов криоконсервирования клеток крови, организация работы банков долгосрочного хранения на основе разработки и внедрения полимерных криоконтейнеров для хранения крови при низких и ультранизких температурах;

       По направлению - организационно - методическое обеспечение мероприятий по совершенствованию работы службы крови:
      · совершенствование законодательной и отраслевой нормативной правовой базы, регулирующей донорство крови и ее компонентов, деятельность службы крови, гармонизация ее с учетом международных обязательств Российской Федерации;
      · совершенствование методов управления службой крови страны с использованием современных информационных технологий, всестороннее развитие института главных трансфузиологов федеральных округов и субъектов Российской Федерации;
      · реструктуризация сети учреждений и подразделений службы крови путем централизации дорогостоящих и материалоемких процессов деятельности службы крови;
      · совершенствование системы государственного заказа в работе учреждений службы крови в мирное время и при чрезвычайных ситуаций;
      · расширение хозяйственной самостоятельности учреждений службы крови с целью повышения эффективности их работы.

       По направлению - развитие клинической трансфузиологии:
      · дальнейшее внедрение принципов гемокомпонентной терапии с постепенным переходом к преимущественному использованию препаратов крови;
      · разработка стандартов оказания трансфузиологической пособия при различной патологии;
      · внедрение аутодонорства в широкую клиническую практику;
      · создание банков гемопоэтических клеток;
      · совершенствование работы по профилактике посттрансфузионных осложнений, централизация данных о посттрансфузионных осложнениях.

       По направлению - профессиональная подготовка специалистов службы крови:
      · внедрение принципов непрерывного очно-заочного последипломного образования в области производственной и клинической трансфузиологии врачей-трансфузиологов и клиницистов других специальностей;
      · становление системы подготовки специалистов-технологов для производств препаратов крови, среднего медицинского и технического персонала для учреждений службы крови.

       По направлению - проведение прикладных научных исследований для решения задач службы крови:
      · научное обоснование мероприятий по совершенствованию организации донорства крови и ее компонентов, деятельности службы крови;
      · поддержка научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по созданию и освоению технологий производства, хранения и транспортировки безопасных и эффективных компонентов крови, информатизации службы крови, развитию клинических технологий, в том числе, методов сбережения аутологичной крови;
      · развитие экономических исследований в службе крови с целью оптимизации соотношения "затраты - эффективность" и улучшения использования имеющихся ресурсов при внедрении новых технологий в службе крови;
      · активизация НИОКР по разработке и внедрению в практику отечественного оборудования и медицинских изделий для службы крови;
      · разработка новых гемотрансфузионных сред и кровезамещающих растворов, в том числе с функцией транспорта кислорода.
       Задачи по реализации Концепции развития службы крови в Российской Федерации должны осуществляться на основе Плана мероприятий на период до 2010 года.


На главную

 

Copyright © 2001-2003, Intelforum