www.transfusion.ru
О Службе крови России
Скажем донору спасибо
Совет служб крови СНГ
Документы
Технологический форум
Журналы и статьи
Федеральная программа
Региональные программы
Фирмы предлагают
Видео
Хроника событий
РАТ
Новости РАТ
Вам отвечают специалисты
Контакты/Ссылки
Поиск
Наш сайт
English
Вам отвечают специалисты

налоговое правонарушение

Бюджетное учреждение здравоохранения, имеющее соответствующую лицензию, оказывает услуги по забору, заготовке, транспортировке и хранению компонентов крови с целью их последующей реализации и на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ при реализации вышеназванных услуг применяет освобождение от налогообложения НДС.
По результатам выездной налоговой проверки бюджетного учреждения налоговый орган вынес решение о привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Причиной для принятия данного решения налогового органа послужил вывод о том, что услуги по переработке, хранению компонентов крови с целью их последующей реализации подлежат налогообложению в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Правомерно ли вынесенное налоговым органом решение?




Прочитано 247174 раза

Ответ на "налоговое правонарушение"

Учитывая сложившуюся арбитражную практику, вынесенное налоговым органом решение является неправомерным, поскольку услуги по забору, заготовке, транспортировке и хранению компонентов крови с целью их последующей реализации относятся к медицинским услугам и поэтому освобождены от налогообложения на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.
В абз. 4 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что к медицинским услугам относятся, в частности, услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями.
В силу п. 6 ст. 149 НК РФ данные операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Услуги по забору, заготовке, хранению и транспортировке донорской крови и (или) ее компонентов включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
Кроме того, услуги по сбору крови (коды 081107, 081210), в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, относятся к медицинским услугам, указанным в разд. 081000 "Медицинские услуги".
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 09.11.2011 по делу N А32-144/2011 указал, что медицинская услуга по сбору крови состоит в том, что основной ее объем представляет собой прослеживаемую передачу донорской крови, ее препаратов и компонентов лечебным организациям, осуществляющим их переливание пациенту. Заготовка, хранение и переливание крови являются неотъемлемой частью процесса трансфузионной помощи пациенту, иначе услуга по сбору крови сама по себе утрачивает смысл.
В связи с этим суд сделал вывод об отсутствии у учреждения обязанности уплачивать НДС при реализации услуг по забору, заготовке, транспортировке и хранению компонентов крови с целью их последующей реализации.
Аналогичный вывод сделал ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 01.10.2010 по делу N А67-10591/2009 (Определением ВАС РФ от 19.01.2011 N ВАС-18338/10 отказано в передаче дела N А67-10591/2009 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления), который, сославшись на п. 1.1 Инструкции по заготовке и консервированию донорской крови, утвержденной Минздравом России от 29.05.1995, Приказ Минздрава России от 25.11.2002 N 363 "Об утверждении Инструкции по применению компонентов крови", отметил, что специфика медицинских услуг по сбору крови, оказываемых организациями службы крови, состоит в том, что основной их объем вторичен по отношению к пациенту, выпуск компонентов крови представляет собой их прослеживаемую передачу другим медицинским организациям, которые осуществляют их переливание пациенту. А заготовка, хранение и переливание крови являются неотъемлемой частью процесса трансфузионной помощи пациенту, при этом передача компонентов крови от одного участника процесса (учреждения) другому имеет адресный характер, то есть осуществляется для конкретного больного по индивидуальным параметрам, так как донорская кровь на протяжении всего процесса не покупается. В противном случае услуга по сбору крови сама по себе без конечной ее цели (использования крови для оказания помощи больным) утрачивает смысл.
Таким образом, по нашему мнению, вынесенное налоговым органом решение является неправомерным, услуги по забору, заготовке, транспортировке и хранению компонентов крови с целью их последующей реализации относятся к медицинским услугам и поэтому освобождены от обложения НДС на основании абз. 4 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
П.Н.Зюков
Юридическая компания "Юново"
11.01.2013


Автор ответа: П.Н.Зюков
Дата ответа: 26.03.2013