www.transfusion.ru
О Службе крови России
Скажем донору спасибо
Совет служб крови СНГ
Документы
Технологический форум
Журналы и статьи
Федеральная программа
Региональные программы
Фирмы предлагают
Видео
Хроника событий
РАТ
Новости РАТ
Вам отвечают специалисты
Контакты/Ссылки
Поиск
Наш сайт
English
Документы

Заключение
на проект федерального закона № 632281-5
«О донорстве крови и ее компонентов», внесенный Правительством Российской федерации

Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона № 632281-5 «О донорстве крови и ее компонентов» и сообщает следующее.

Важной составляющей здравоохранения является организация заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов в целях оказания трансфузиологической помощи (переливание крови и ее компонентов) в мирное время и при различных чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосударственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны.

Действующий Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 года «О донорстве крови и ее компонентов» не в полной мере регулирует существующие правоотношения в сфере донорства крови, так как не учитывает современные достижения трансфузиологии, а также международные стандарты в области донорства крови.

Проект федерального закона № 632281-5 «О донорстве крови и ее компонентов» подготовлен в целях совершенствования нормативного правового регулирования в области донорства крови и ее компонентов и выработки единых подходов в организации ее заготовки и переработки, к хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, а также для устранения имеющихся пробелов в нормативном правовом регулировании в этой области.

Однако рассматриваемый законопроект требует доработки в отдельных вопросах. Это расширение понятийного аппарата, уточнение вопросов разграничения полномочий, наделение муниципальных организаций здравоохранения не правом, а обязанностью по осуществлению ими заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов и т.п.

Можно высказать следующие замечания.

К определению «донорство крови» в статье 2 следует добавить тезис о том, что положения настоящего закона не распространяются на донорство собственной (аутологичной) крови и донорство стволовых клеток крови.

В определение «субъектов обращения донорской крови» не вошли клиники, переливающие кровь.

Вызывает сомнение отсутствие определения «безвозмездной донации» и сочетание с понятием «безвозмездно» отгулы и выплата денег за питание.

Согласно статье 12 донор обязан сообщить известные ему сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, контактах с инфекционными больными, пребывании на территориях, неблагополучных по инфекционным заболеваниям, а также об употреблении наркотических средств, психотропных веществ, о вакцинации, хирургических вмешательствах, профессиональной вредности. При этом игнорируются особенности сексуального поведения, которые могут быть причиной инфицирования потенциального донора.

Статьей 13 предусмотрен временный отвод от донорства, а механизм возврата в донорский контингент – нет.

Статья 14 повторяет положения основ законодательства об охране здоровья и может быть исключена.

Неясна цель создания трансфузиологических кабинетов (отделений) и в чем состоит отличие кабинета от отделения. Не исключено, что при такой реорганизации пострадают пенсионные права, надбавки за вредность и другие привилегии работников ныне существующих отделений переливания крови, отделений гравитационной хирургии крови и т.п.

Правительству России предписано установить порядок обмена донорской кровью и (или) ее компонентами с зарубежными организациями. Аналогичное предписание есть и в действующем законе. Однако за 19 лет оно не выполнено. Статья 19 декларирует требование соблюдать «технический регламент безопасности крови», но документ с таким названием отсутствует.

Представляется целесообразным прописать в законе необходимость ежегодного государственного доклада с количественным анализом донорства и трансфузионной терапии.

Исходя из вышесказанного Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона № 632281-5 «О донорстве крови и ее компонентов» в первом чтении, однако считает, что ко второму чтению необходимо внести в него ряд изменений.

Председатель Комитета
С.В.Калашников