www.transfusion.ru
О Службе крови России
Скажем донору спасибо
Совет служб крови СНГ
Документы
Технологический форум
Журналы и статьи
Федеральная программа
Региональные программы
Фирмы предлагают
Видео
Хроника событий
РАТ
Новости РАТ
Вам отвечают специалисты
Контакты/Ссылки
Поиск
Наш сайт
English
Документы

Медицинская газета, №79, 19.10.2007

Истина где-то рядом

В Комитете Госдумы РФ по охране здоровья состоялось заседание, на котором обсуждались два вопроса: информация Минздравсоцразвития России о результатах рассмотрения рекомендаций «круглых столов», проведенных комитетом, о донорстве крови и ее компонентах, а также трансплантации органов и тканей.

За последние годы, как отметила, открывая заседание, председатель комитета Т.Яковлева, проведено 34 «круглых стола», 5 парламентских слушаний по многим актуальным вопросам, рекомендации направлены в профильное министерство, Администрацию Президента, Правительство РФ и Общественную палату. Но не все они учитываются правительством, и комитету не хотелось бы работать «в корзину». Какова все же стратегия Минздравсоцразвития России, должен ли социальный пакет для доноров быть таким же, как и для льготных категорий населения, - вот вопросы, которые волнуют депутатов. Председатель комитета подчеркнула, что не решено, в каком направлении пойдет реорганизация службы крови, что до сих пор нет главного специалиста у этой службы, головного лечебного учреждения. Депутаты не знают, будут ли приняты стандарты безопасности, каким образом этого добиваться и утвердят ли когда-нибудь концепцию службы крови.

Еще больше вопросов в трансплантологии, и главный - будет ли она существовать. В комитете подготовлен необходимый законопроект, но, к сожалению, он получил отрицательную оценку правительства, поскольку не прописан механизм его действия. Возможно, он несовершенен, сказала в заключение Т.Яковлева, но хотелось бы знать позицию Минздравсоцразвития. Сегодня нужна ясность и в вопросе реорганизации этой службы, необходима федеральная программа по трансплантологии.

Какова цена крови

Вопросы, подчеркнул заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ В.Стародубов, связанные с проблемой донорства и заготовкой крови, находятся в поле зрения ведомства. Схема обеспечения препаратами крови сохранилась, федеральные клиники закреплены за федеральными органами исполнительной власти, органы субъектов РФ отвечают за обеспечение областных, республиканских, краевых больниц. В Законе о донорстве предусматривается право муниципальных учреждений там, где имелись отделения переливания крови, сохранить их и финансировать. Сегодня в структуре министерства 181 станция переливания крови, 745 отделений и больниц, 163 участвуют в заготовке крови. По сравнению с предыдущими годами количество отделений и станций сокращается, и эта тенденция за последние три года сохранилась. Доноров за последние 3 года стало меньше на 200 тыс. - сейчас их 1 млн 800 тыс. человек. Первичные доноры составляют примерно одну треть, но и это число снизилось на 7-10%.

Уменьшается число лиц, сдающих цельную кровь, но увеличивается количество доноров плазмы. Это позитивная тенденция. Общий объем заготовленной крови, несмотря на снижение количества доноров, сохраняется за счет увеличения средней дозы кроводачи и плазмодачи.

После выхода Федерального закона № 58, который обязал министерство установить определенные требования к организациям, осуществляющим заготовку, переработку и хранение крови, обеспечить безопасность доноров и донорской крови, подготовлен проект постановления, он согласован с министерствами и ведомствами, направлен в Правительство РФ. В.Стародубов, правда, высказал мнение, что, скорее всего, его вернут на доработку.

Вместе с тем уровень развития донорства крови в России в технологическом плане отстает от того, который существует в развитых странах, подчеркнул заместитель министра. По его мнению, надо решать проблему безвозмездного и возмездного донорства. В цивилизованных странах, на которые мы ориентируемся, нет понятий «возмездное донорство», «платное донорство». Как оценить цену крови? Нет таких методик, которые позволили бы сказать, что стоимость 400 мл ее исчисляется каким-то эквивалентом денежных средств. Поэтому в большинстве стран у системы донорства есть материальные и моральные стимулы. В ряде наших субъектов - также, но, к сожалению, в небольшом количестве существуют программы поощрения донорства, которые направлены на развитие самой службы крови, моральные поощрения людей.

Для почетных доноров введены меры материального стимулирования, эти субсидии субъекты РФ получают в том объеме, который необходим. Ежеквартально собирается информация, ее передают в Министерство финансов, и через субвенции, которые выделяются бюджетам субъектов РФ, эти деньги доходят до доноров. Направляемая сумма индексируется, она составляет 6 тыс. руб. в год. По ряду субъектов за сдатчиками сохранены льготы, в частности проезд на городском транспорте.

Безопасность - самое важное

На заседании прозвучало, что сегодня Минздравсоцразвития России должно решить два основных вопроса. Первый касается безопасности процедуры забора крови, потому что несколько фактов, произошедших после переливания ее с нарушением сроков хранения, привели к достаточно тяжелым последствиям. В том числе они связаны с заражением ВИЧ, гепатитом С.

Второй - это проблема технологической переработки той крови, которую собирают. На сегодняшний день существующие станции переливания крови, ряд из которых в союзные времена были базовыми, устарели. Некоторые из них в какой-то мере претерпели модернизацию, но серьезно министерство не занималось этой проблемой.

Мировая практика свидетельствует о том, что переработка крови является промышленной технологией, в процессе ее получают лекарственные препараты, и требования к ним должны соответствовать современным методам ведения больных. Правильным, подчеркнул В.Стародубов, было решение о строительстве завода по переработке продукции в Кирове. Оно идет по графику, уже закуплена необходимая технология. Мощность завода достаточно большая, и с учетом того объема плазмы, который он способен перерабатывать, чтобы загрузить его на полную мощность, нужно охватить донорством примерно половину России. Финансовые средства для него предусмотрены в бюджетах 2007 и 2008 гг. Ввод завода - начало 2009 г. Если предприятие выйдет на полную мощность, мелкие, небольшие станции, которые существуют, будут не нужны. Но все же они должны остаться там, где в них есть острая необходимость.

Естественно, вопрос взаимодействия территорий для министерства является главным. Поэтому те из них, которые будут осуществлять заготовку крови, должны иметь какие-то преференции, чтобы быть заинтересованными в донорах.

Подготовлен проект приказа, который определяет требования к станциям переливания крови, он проходит согласование с заинтересованными федеральными органами. В.Стародубов заверил, что при реализации задуманного большинство проблем, связанных с использованием препаратов крови, должны решиться к 2008 г.

Он затронул вопрос о Центральном научном гематологическом центре, который в недавние времена осуществлял организационно-методическое руководство службой крови в стране. Сегодня он не выполняет требуемых функций, среди специалистов нет единого взгляда на решение тех или иных проблем.

В продолжение выступления В.Стародубова заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья профессор С.Афендулов подчеркнул, что общество сейчас обеспокоено тем, что в средствах массовой информации неоправданно подняли шум по поводу качества заготавливаемой крови и ее компонентов. Это похоже на кампанию против трансплантологов и приведет к тому, что мы резко сократим производство препаратов крови, а то и потеряем то, что создали к сегодняшнему дню, а потом начнем всё это наверстывать. Себестоимость продукции на маленьких станциях безумная, и конечно, их надо закрывать. Вопрос безопасности донорства - это вопрос номер один, считает профессор. Но, с другой стороны, понятно, что безопасность определяют современные технологии, а их нет. Так надо честно сказать, что это наша беда и наша вина. Он предложил, поскольку сегодня деньги есть, требования Минздравсоцразвития известны, постепенно переходить на современные технологии.

С.Афендулов считает, что нужно определить государственное учреждение, которое возьмет на себя распределительные функции: станет забирать продукцию на станциях переливания крови и распределять ее в соответствующие структуры. Тогда в одних руках сосредоточится все и не будет фирм, которые тянут одеяло на себя.

Был поднят вопрос о том, что на станциях сейчас остро стоит проблема с документацией - она опаздывает. Удостоверение почетного донора люди ждут в течение полугода. Почему бы не поручить определенным регионам изготовить их для всех и рассылать на места.

И еще: пропаганда донорства, его социальная реклама остро стоят на повестке дня, и этому надо уделить должное внимание.

Парадоксы, да и только

Остановился заместитель министра В.Стародубов и на другой животрепещущей теме - трансплантологии. Он признался, что ни Минздравсоцразвития, ни депутаты не могли решить эту проблему в течение нескольких лет. А средства массовой информации «разобрались» с ситуацией в течение нескольких месяцев. Проблема была связана с тем, что органы прокуратуры стали буквально читать Закон о трансплантации. В результате в лечебных клиниках операции прекратили, и мы «упали» с 500 трансплантаций в год до 300 (суммарно). Сегодня в России живет около 5 тыс. больных после пересадки органов. Много это или мало? В листе ожидания стоит примерно 1500 больных. Если еще учесть пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе, то эта цифра возрастет намного.

Что в этом направлении сделано? Законодательную базу в комитете создали, министерство в развитие ее издало приказы. Есть перечень органов и тканей, которые могут быть использованы, названы учреждения, где осуществляется их заготовка. На сегодняшний день за каждую трансплантацию оплачивается 721 тыс. руб. при ее фактической себестоимости, по данным экспертов, примерно 2-2,5 млн руб. При этом, конечно, специализирующиеся учреждения имеют и бюджетное финансирование, это как бы добавление к тому бюджету. Количество трансплантаций органов, проведенных за 6 месяцев (без тканей) - 177. Должны в этом году выйти на уровень около 400. При этом также наращивается количество пациентов, которым пересаживают костный мозг. Открыт центр имени Раисы Горбачевой в С.-Петербурге, что позволит осуществлять здесь не десятки, а сотни операций. В то же время мы направляем за рубеж своих больных, оплачиваем при поиске донора от 20 до 35 тыс. евро. Таких больных немного, примерно 15-20 человек. И это в основном дети.

В правовом поле, подчеркнул В.Стародубов, не решена одна задача, которая обсуждалась в прессе, это забор органов у детей.

- Я прямо скажу, мы не форсируем решение этой проблемы по той причине, что мнение не только в обществе, но и среди специалистов неоднозначное, - сказал заместитель министра. - Тем не менее в последние несколько месяцев интенсифицировали эту работу, сейчас специалисты прорабатывают инструкции по забору органов, которые должны распространить на детей до определенного возраста. Проблема столь важна и трудна одновременно, что ее требуется обсудить не только с врачебным, но и с гражданским сообществом. Мнения «за» и «против» все знают. Трудность в том, что вся ответственность ложится на министерство. Здесь нужно привлекать средства массовой информации и обсуждать проблему.

На заседании в связи с последними событиями встал вопрос о наших трансплантологах. Если они «убийцы», как пытаются убедить всех некоторые общественные деятели, то проблема не решаема. Поскольку есть риск при констатации смерти ребенка. Нужно согласие родителей или его законных представителей для окончания борьбы за жизнь маленького человека. А потому вопросов возникает много не столько в правовом, сколько в этическом плане. Инструкцию подготовить в принципе в течение ближайшего месяца можно, но...

По поводу письменного согласия погибшего на изъятие органов заместитель председателя комитета академик РАМН Н.Герасименко высказал мнение, что требовать это согласие бессмысленно. Люди должны писать об этом заранее? Это же абсурд, такого в мире нигде нет. Там либо работает презумпция согласия, либо несогласия. А у нас в Законе о погребении есть и то и другое. Вот это самая основная проблема.

Сейчас, заверил В.Стародубов, проведено совещание с прокуратурой, она инструктировала своих генеральных прокуроров в пользу развития донорства органов.

Мнение депутатов по поводу Закона о трансплантации: его надо применять, может он несовершенен, но надо сдвинуть дело с мертвой точки.

И депутаты, и представитель министерства пришли к мнению, что над этими крайне острыми вопросами надо работать вместе.

Валентина ДМИТРИЕВА.