www.transfusion.ru
О Службе крови России
Скажем донору спасибо
Совет служб крови СНГ
Документы
Технологический форум
Журналы и статьи
Федеральная программа
Региональные программы
Фирмы предлагают
Видео
Хроника событий
РАТ
Новости РАТ
Вам отвечают специалисты
Контакты/Ссылки
Поиск
Наш сайт
English
Документы

Жибурт Е.Б. Особенности национального управления службой крови// Менеджер здравоохранения.- 2007.- №3.- С.44-53


ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБОЙ КРОВИ

Жибурт Е.Б.
доктор медицинских наук, профессор
Главный трансфузиолог Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова Росздрава,
Председатель Совета Российской ассоциации трансфузиологов

Вопросы службы крови столь комплексны, специфичны и социально значимы, что для подготовки решения их в государственном масштабе требуется создание специального консультативного коллегиального совета (комитета, рабочей группы и т.п.) при органе исполнительной власти в сфере здравоохранения.

В частности, в Директиве Европейского Парламента и Совета 2002/98/ЕС от 27.01.2003, устанавливающей стандарты качества и безопасности заготовки, обследования, приготовления, хранения и распределения крови и компонентов крови человека есть положение: "Необходимо, чтобы лучшие из возможных научные Советы были доступны Сообществу в отношении обеспечения безопасности крови и компонентов, в частности по адаптации положений настоящей Директивы к научному и техническому прогрессу".

С целью повышения эффективности российской службы крови целесообразно сопоставить опыт коллег России и США.

ОПЫТ США

Федеральный орган исполнительной власти - Департамент служб здоровья и человека США (The United States Department of Health and Human Services, HHS) - основное правительственное агентство, имеющее целью защитить здоровье всех американцев и обеспечить им основные социальные услуги.

На долю HHS приходится более четверти расходов федерального бюджета - 581 млрд долларов в 2005 году. В HHS работает 67444 человека.

Вопросы донорства и службы крови являются предметом деятельности HHS.

В основе действий HHS лежит Национальная политика в области крови (National Blood Policy), принятая в 1974 году.

Для реализации этой политики в 1998 году создан План действий в области крови (Blood Action Plan), включающий:

- программы инспекции всех организаций службы крови и продуктов крови;

- правила в области службы крови;

- информационные сообщения и меморандумы;

- федеральные регистры изделий службы крови.

Консультативный комитет по безопасности и доступности крови

Руководством HHS создан Консультативный комитет по безопасности и доступности крови (Advisory Committee on Blood Safety and Availability, далее - Комитет). Члены комитет назначаются руководством HHS приблизительно раз в четыре года из кандидатур, представленных всеми желающими (обновление состава комитета произошло в 2006 году).

В положении о Комитете указано, что в соответствии с законом Секретарь HHS отвечает за проведение исследований в областях здравоохранения, где задействованы кровь и продукты крови, а также за издание и претворение правил, касающихся заготовки, приготовления и распределения крови и продуктов крови, и за регулирование в отношении передачи инфекций. Комитет должен советовать, помогать, консультировать и давать политические рекомендации Секретарю и Заместителю Секретаря HHS в отношении этого широкого спектра ответственности.

Следует отметить, что Комитет создан в соответствии с законом США, устанавливающим стандарты формирования и использования консультативных комитетов.

Комитет должен консультировать Секретаря HHS по широкому спектру вопросов, в том числе:

1) определение параметров общественного здоровья в отношении безопасности и доступности запасов крови;

2) широкий спектр вопросов общественного здоровья, этики и права, связанных с безопасностью крови;

3) осмысление различных экономических факторов безопасности и доступности запасов крови, влияющих на цену и запасы продукта.

Структура Комитета.

Комитет должен состоять из восемнадцати (18) голосующих членов. Двенадцать (12), включая председателя, отбираются из государственных и региональных организаций, групп поддержки, академических исследователей, специалистов по этике, врачей частной практики, ученых, защитников прав потребителей, юридических организаций, сообществ лиц - реципиентов крови или продуктов крови. Дополнительно шесть (6) членов выбираются в качестве официальных представителей индустрии крови или продуктов крови, либо профессиональных организаций. Эти шести членов должны представлять Американскую Ассоциацию Банков крови (ААВВ), торговую организацию или производителя дигностических тестов для крови или оборудования, компанию - производителя оборудования для лейкоредукции, крупную лечебную организацию, потребляющую кровь и продукты крови, а также ассоциацию производителей препаратов плазмы (Plasma Protein Therapeutics Association, PPTA). В случае, если специфический продукт или процесс производят более одной компании, производится ротация представителей этих компаний, по такому же типу, как и представителей общественности. Все члены и Председатель Комитета должны быть отобраны Секретарем или лицом, его замещающим.

Комитет также должен включать не более шести неголосующих членов, представляющих официальные государственные институты: Офис общественного здоровья и науки (Office of Public Health and Science), Администрацию по пищевым продуктам и лекарствам (Food and Drug Administration), Центры по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), Национальные институты здоровья (National Institutes of Health), Центр служб государственного медицинского страхования (Center for Medicare and Medicaid Services) и Министерство обороны (Department of Defense).

Члены Комитета должны приглашаться для работы на срок около трех лет. Продолжительность работы сроком более двух лет зависит от соответствующей акции по обновлению Комитета до окончания определенного этапа работы. Члены Комитета могут работать по окончанию отведенного срока до тех пор, пока их преемники не приступят к работе.

Могут создаваться временные подкомитеты из двух или более членов - для решения специфических задач, относящихся к юрисдикции комитета. Подкомитеты делают предварительные рекомендации по специфическим вопросам для последующих действий полного состава комитета. Офицер Департамента по Управлению Комитетами должен быть уведомлен о создании каждого подкомитета, его названии, членах, функции и определенной частоте заседаний.

Заседания Комитета должны проводиться не реже одного раза в год. Возможен созыв дополнительных заседаний Председателем Комитета с предварительного одобрения представителя Правительства, который также должен одобрить повестку этого заседания. Представитель Правительства должен присутствовать на всех заседаниях.

Заседания Комитета должны быть открыты для доступа общественности за исключением случаев, определенных Секретарем или иным уполномоченным официальным лицом. Извещение обо всех заседаниях должно быть распространено публично.

Кворум определяется как большинство членов, которые не отстранены от участия в заседании из-за финансового конфликта интересов.

Ведется протокол заседаний, все записи хранятся в соответствии с требованиями закона и правилами Департамента.

Члены Комитета, не являющиеся полностью занятыми государственными служащими должны получать $150 в день за время, проведенное на заседании, а также ежедневную выплату и оплату транспортных расходов в соответствии со Стандартными Правилами Правительственных Командировок. Членам Комитета, выступающим представителями групп частных интересов или индустрии, надлежит работать без компенсаций, в соответствии с предварительно заключенным письменным соглашением. Однако им могут быть разрешены ежедневная выплата и оплата транспортных расходов за все командировки, определенные Правительством.

Расчетная ежегодная стоимость деятельности Комитета, включая компенсацию и транспортные расходы для членов, но, не включая обеспечивающий персонал, составляет $110 200. Расчетное количество человеко-лет необходимого обеспечивающего персонала - 5,0, что определяет ежегодные затраты - $504 364. Эти затраты должны быть эквивалентно распределены между Центрами по контролю и профилактике заболеваний, Национальными институтами здоровья, Центрами служб государственного медицинского страхования и Администрацией по пищевым продуктам и лекарствам.

При выполнении своих функций от Комитета могут быть запрошены доклады по широкому кругу вопросов. Кроме того, в случае проведения части заседания закрытой для публики, должен быть подготовлен отчет, включающий, как минимум, функцию Комитета, перечень членов и их рабочие адреса, даты и места заседаний, а также резюме деятельности Комитета и рекомендации, сделанные в течение финансового года. Копия этого отчета должна быть представлена Офицеру Департамента по Управлению Комитетами.

Заседания Комитета по безопасности и доступности крови

Начиная с 1997 года, общедоступна информация о 30 заседаниях комитета (в 1997 году - 2 заседания, в 1998 году - 4, начиная с 1999 года - по 3 заседания в год) и 23 рекомендациях по итогам заседаний.

К обсуждению предлагается два-три вопроса по службе крови, актуальных для национального здравоохранения. Повестка дня объявляется за несколько месяцев.

Заседания проводятся в течение одного-двух дней в форме научно-практической конференции с докладами специалистов и живым обсуждением.

По результатам заседания публикуются несколько документов:

- стенограмма заседания (несколько сотен страниц),

- отчет о ходе заседания и основном содержании докладов (15-20 страниц),

- рекомендации по обсуждаемым вопросам, оформленные в виде письма Секретарю HHS.

Материалы заседаний Комитета в 2004-2005 гг.

Сентябрь 2005 года:

- обсуждение применения нового лекарственного средства EXJADE (deferasirox), предназначенного для лечения хронической перегрузки железом вследствие гемотрансфузий (посттрансфузионный гемосидероз);

- заслушивание научных программ Лаборатории гемостаза и Лаборатории производных плазмы Отдела гематологии Управления исследования крови Центра биологических исследований;

- обсуждение отчета о посещении лабораторий 25 февраля 2005 года;

- на закрытой части заседания обсуждены внутренние исследовательские программы Отдела гематологии Управления исследования крови Центра биологических исследований.

Май 2005 года:

- действия по снижению риска "вновь возникающих" инфекций (в результате вспышки заболеваний, вызванных вирусом Западного Нила);

- состояние методов детекции бактерий как процедуры, разрешающей выдачу концентрата тромбоцитов;

- доступность препаратов иммуноглобулина для внутривенного введения.

Январь 2005 года:

- состояние методов детекции бактерий в концентрате тромбоцитов;

- увеличение срока хранения концентрата тромбоцитов до семи дней;

- возмещение затрат по применению продуктов фракционирования плазмы и их рекомбинантных аналогов.

Август 2004 года:

- связанное с трансфузией острое поражение легких;

- подход к лечению лиц с редкими заболеванияими крови (например, дефицит факторов V, VII, XI, XIII and протеина C);

- детекция бактерий в концентрате тромбоцитов и концентрат тромбоцитов семи дней хранения;

- внедрение исследования мини-пулов образцов донорской крови на ДНК вируса гепатита В.

Апрель 2004 года:

- возмещение затрат по применению компонентов крови;

- изменение подхода к возмещению затрат по применению факторов свертывания крови;

- снижение риска бактериальной контаминации тромбоцитов.

Январь 2004 года:

- обеспечение 5-7 дневного запаса компонентов крови как фактора готовности к чрезвычайным ситуациям;

- полное финансирование Плана действий в области крови (Blood Action Plan) в части мониторинга запасов компонентов крови и увеличения этих запасов в государственных и частных организациях;

- адресное финансирование потребностей всех уровней службы крови по обеспечению безопасности, качества, доступности путем целевого выделения дополнительных ресурсов и изменения системы возмещения затрат из служб медицинского страхования.

- необходимость финансирования HHS разработки Программы Национального Резерва Крови как государственно-частного партнерства.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ

Различные консультативно-экспертные коллегиальные органы (как правило, в формате рабочих групп) в области службы крови создаются решениями российского федерального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения с периодичностью раз в один-два года. Деятельность этих рабочих групп аморфна и имеет вяло-затухающий характер до создания следующей рабочей группы.

Этот тезис подтверждает анализ деятельности четырех последних консультативных органов Минздравсоцразвития России по вопросам донорства и службы крови.

Координационный совет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросам службы крови России

Совет был создан Приказом Минздравсоцразвития России от 10 ноября 2005 года № 672 "О Координационном совете Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросам службы крови России". Определено, что Совет выполняет следующие функции:

- внесение предложений по проектам нормативных правовых актов по вопросам службы крови России;

- участие в подготовке и разработке рекомендаций и предложений по вопросам службы крови России;

- запрос и анализ информации необходимой для принятия решений по отнесенным к компетенции Совета вопросам;

- оказание методической помощи руководителям и специалистам учреждений службы крови России;

- участие в организации научно-практических конференций, совещаний и семинаров;

- взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации в целях выполнения функций, возложенных на Совет;

- проведение заседаний с приглашением необходимых специалистов;

Установлено, что:

- создание Совета, его состав и изменения в составе Совета утверждаются приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- общее руководство работой Совета осуществляет его председатель;

- Совет разрабатывает план работ на год;

- заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

На первом и единственном заседании Совета 22 декабря 2005 года были заслушаны два доклада:

- О проблемах вирусной безопасности в службе крови России;

- О прекращении использования стеклянной тары для заготовки крови и ее компонентов.

Голосование не проводилось и решение не принималось.

Иных результатов деятельности Совета не зафиксировано. В течение года заседания не проводились. План работы Совета неизвестен.

Рабочая группа по разработке предложений по совершенствованию работы службы крови в условиях реализации положений Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ)

Рабочая группа была создана приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2004 года №299 "О создании Рабочей группы по разработке предложений по совершенствованию работы службы крови в условиях реализации положений Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ)".

Рабочей группе вменено в обязанность:

- обеспечить подготовку проектов нормативных правовых актов, информационных писем и иных материалов по вопросам реализации положений Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), постановлений Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 года № 663 и № 664;

- осуществлять мониторирование проведения мероприятий по реализации положений Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) в части вопросов деятельности службы крови, организации оказания трансфузиологической помощи населению и представлять ежемесячную (к 1-му числу месяца) сводные данные в Департамент развития медицинской помощи и курортного дела.

На первом и единственном заседании рабочей группы 8 декабря 2004 года были приняты Направления деятельности Рабочей группы, которые включали подготовку документов и проведение мероприятий:

1. Проект информационного письма с разъяснениями по вопросам практической деятельности службы крови в условиях реализации 122 - ФЗ (терминология бесплатного донорства, механизмы предоставления компенсационных выплат донорам при крово- и плазмодачах, передача учреждений службы крови из муниципальной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и т.д.).

2. Проект приказа по развитию клинической трансфузиологии.

3. Проект приказа (информационное письмо) по вопросам реализации постановлений Правительства РФ от 19.11.2004 №663 и 664 (награждение граждан нагрудным знаком "Почетный донор России", формы представления к награждению, документы, подтверждающие право на награждение, вопросы предоставления сведений о количестве награжденных и выплатах).

4. Проект приказа по порядку медицинского обследования доноров.

5. Предложения по созданию единой информационной базы донорства крови.

6. Предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в части социальной защиты сотрудников учреждений и подразделений службы крови.

7. Предложения по порядку проведения контроля за донорской кровью и ее компонентами.

8. Подготовка проекта Концепции совершенствования оказания трансфузиологической помощи населению.

9. Мониторинг мероприятий по реализации Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции 122-го закона).

В результате деятельности рабочей группы свет увидел приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2005 № 246 "Об утверждении форм представления гражданина Российской Федерации к награждению нагрудным знаком "Почетный донор России" и перечня документов, подтверждающих сдачу крови или плазмы крови". Остальные восемь из девяти пунктов направлений деятельности рабочей группы остаются нереализованными.

Рабочая группа по разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"

Рабочая группа была создана указанием Минздрава России от 15 января 2004 года №12-У "О создании Рабочей группы по разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов".

Рабочей группе вменено в обязанность:

- в срок до 15 января 2004 г. разработать концепцию и техническое задание на разработку проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов".

- в срок до 15 августа 2004 г. разработать текст проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов".

Формально заседания рабочей группы не проводились. Тем не менее, несмотря на небольшой срок выполнения указания (документы должны быть созданы в день выхода указания), концепция и техническое задание были разработаны. 9 марта 2004 года Минздрав России был ликвидирован. Результаты фактической деятельности отдельных членов рабочей группы нашли свое отражение в изменениях, внесенных в Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов" Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РоссийскойФедерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Рабочая группа по разработке мероприятий по совершенствованию работы службы крови, развитию донорства крови и ее компонентов

Рабочая группа была создана указанием Минздрава России от 15 мая 2002 года №790-У "О создании Рабочей группы по разработке мероприятий по совершенствованию работы службы крови, развитию донорства крови и ее компонентов".

Указанная рабочая группа была создана взамен аналогичной, созданной указанием Минздрава России от 23 января 2002 г. №45-У. Таким образом, рабочая группа созданная указанием Минздрава России от 23 января 2002 г. №45-У прекратила свое существование. Тогда как остальные четыре рабочих и консультативных органа, указанных в настоящем разделе формально продолжают существовать.

Рабочей группе вменено в обязанность обеспечить разработку:

- проекта приказа Минздрава России "О совершенствовании работы службы крови Российской Федерации";

- проекта приказа Минздрава России "О совершенствовании работы по профилактике посттрансфузионных осложнений";

- проекта федеральной целевой программы "Развитие донорства крови и ее компонентов, производства препаратов крови" (далее именуется Программа).

Состоялось несколько заседании рабочей группы, на которых констатировано, что предлагаемый для создания проект приказа "О совершенствовании работы службы крови Российской Федерации" призван заменить Приказ Минздрава СССР от 12 апреля 1990 г. № 155 "О совершенствовании деятельности учреждений службы крови в условиях нового хозяйственного механизма". Для обеспечения оперативности в работе и гибкости в обновлении нормативных документов признано целесообразным подготовить комплекс проектов приказов, в сумме перекрывающих положения, регулируемые Приказом Минздрава СССР от 12 апреля 1990 г. № 155.

В результате деятельности рабочей группы свет увидели свет нормативные документы (или профильные разделы документов):

- указание Минздрава России №249-У от 09.03.2004 "О расследовании случая ВИЧ-инфицирования реципиента донорской крови"

- приказ Минздрава России от 16.02.2004 г № 82 "О совершенствовании работы по профилактике посттрансфузионных осложнений";

- указание Минздрава России от 15.01.04 № 12-У " О создании Рабочей группы по разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов";

- приказ Минздрава России от 30 декабря 2003 г. № 624 "О мерах по дальнейшему совершенствованию реанимационной помощи детям в Российской Федерации";

- решение Коллегии Минздрава России и Президиума РАМН от 11 ноября 2003 г. (протокол № 16) "О Концепции развития службы крови в Российской Федерации"

- письмо Минздрава России от 29 августа 2003 г. № 2510/9789-03-32 "О порядке представления к награждению нагрудным знаком "Почетный донор России" в отдельных случаях";

- приказ Минздрава России от 5 августа 2003 г. № 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации";

- приказ Минздрава России от 25 июля 2003 г. №325 "О развитии клеточных технологий в Российской Федерации";

- приказ Минздрава России от 9 июня 2003 г. № 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения";

- приказ Минздрава России от 3 июня 2003 г. № 229 "О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения";

- приказ Минздрава России от 7 мая 2003 г. № 193 "О внедрении в практику работы службы крови в Российской Федерации метода карантинизации свежезамороженной плазмы"

- приказ Минздрава России от 21 марта 2003 г. № 119 "Об утверждении Перечня утративших силу приказов Минздрава РСФСР"

- приказ Минздрава России от 4 марта 2003 г. № 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта";

- письмо Минздрава России от 11 декабря 2002 г. №2510/12386-02-32 "О подготовке региональных целевых программ развития донорства и службы крови";

- приказ Минздрава России от 25 ноября 2002 г. № 363 "Об утверждении Инструкции по применению компонентов крови";

- приказ Минздрава России от 8 октября 2002 г. № 298 "О создании Центра крови Министерства здравоохранения Российской Федерации";

- приказ Минздрава России от 8 октября 2002 г. № 299 "О порядке представления гражданина Российской Федерации к награждению нагрудным знаком "Почетный донор России" и его вручения";

- приказ Минздрава России от 23 сентября 2002 г. № 295 "Об утверждении "Инструкции по проведению донорского прерывистого плазмафереза";

- приказ Минздрава России от 26 июля 2002 г. № 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности".

- письмо Минздрава России от 22 июля 2002 г. № 2510/7400-02-32 "О мерах по поощрению"

В работе с целевой программой развития службы крови выполнены следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; предварительная экспертиза и оценка целевой программы. Этапы работы, планируемые к выполнению: утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Проект федеральной целевой программы "Развитие донорства крови и ее компонентов, производства препаратов крови в 2004 - 2009 г.г." разработан в установленные сроки, поддержан субъектами Российской Федерации, РАН и РАМН, рядом федеральных министерств, в том числе Минобороны России.

Тем не менее, Минэкономразвития России (16.01.02003 № МД-4/20) признало нецелесообразной принятие программы, поскольку основной функцией федерального бюджета является финансирование текущих расходов и обеспечение текущих потребностей государства, в связи с чем программная часть федерального бюджета не может быть значительной. Минэкономразвития России считает целесообразным рассмотреть вопрос о создании отраслевой программы по проблеме развития донорства крови и ее компонентов, и включении части предложенных мероприятий в действующие федеральные целевые программы по вопросам здравоохранения, а мероприятий, касающихся производства компонентов и препаратов крови, а также создания современных производств гемоконтейнеров и изделий службы крови, - в федеральные целевые программы, государственным заказчиком которых является Минпромнауки России.

Поскольку программный метод развития службы крови предусматривает согласованность действий на федеральном, региональном и местном уровнях, в сложившихся условиях концентрацию усилий специалистов службы крови и органов управления здравоохранением решено сконцентрировать на подготовке региональных целевых программ "Развитие донорства крови и ее компонентов, производства препаратов крови".

С этой целью разработана "Методика подготовки и реализации региональных целевых программ развития донорства крови и ее компонентов, производства препаратов крови".

Для методического руководства при подготовке региональных целевых программ организации и развития донорства и службы крови субъектов Российской Федерации Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации 11.12.2002 направлено информационное письмо Минздрава России №2510/12386-02-32 "О подготовке региональных целевых программ развития донорства и службы крови".

Апофеозом деятельности данной рабочей группы можно считать совместное заседание Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации и Президиума Российской академии медицинских наук, состоявшееся 11 ноября 2003 года после пятнадцатилетнего перерыва (предыдущее рассмотрение вопросов службы крови состоялось на Коллегии Минздрава СССР 18 мая 1988 года).

Заключение

Интересно отметить принципиальное различие комплектования консультативного органа: в России 90 и более процентов "советников" представляют федеральные органы власти или федеральные учреждения. В США, напротив, голосующие члены комитета, представляют муниципальные и общественные организации, а также бизнес-структуры (табл. 1). Возможно, именно меньшая доля представителей профессионального сообщества обусловливает недостаточно высокую эффективность консультативного органа (табл. 2).

С учетом отечественного и зарубежного опыта создание консультативного совета по службе крови при органе исполнительной власти в сфере здравоохранения целесообразно на следующих принципах:

- заинтересованность федерального органа исполнительной власти в наличии совета и политическая воля в поддержании деятельности совета;

- четко сформулированные цель, принцип комплектования и регламент работы совета;

- публичность и возможность широкого выдвижения кандидатов в члены совета;

- гласность и доступность материалов работы совета;

- ограниченный срок деятельности одного состава совета;

- определенная периодичность заседаний;

- понятная система финансирования;

- поддержка штатными работниками аппарата органа власти;

- заблаговременное информирование о заседаниях совета и повестке дня;

- возможность участия заинтересованных лиц в открытых заседаниях совета.



Таблица 1

Структура участников консультативных советов (комитетов, рабочих групп) при органе исполнительной власти в сфере здравоохранения России и США
Количество представителей в органе*12345
Федеральный орган исполнительной власти1134110
Федеральный орган законодательной власти01000
Федеральное государственное учреждение97680
Субъект РФ/Штат США06170
Муниципалитет01007
Промышленность и бизнес00012
Доноры и реципиенты крови00012
Общественные организации01017
Всего членов2019112918

*Условные обозначения:
1. Координационный совет Минздравсоцразвития России по вопросам службы крови России
2. Рабочая группа Минздравсоцразвития России по разработке предложений по совершенствованию работы службы крови в условиях реализации положений Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ)
3. Рабочая группа Минздрава России по разработке проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов"
4. Рабочая группа Минздрава России по разработке мероприятий по совершенствованию работы службы крови, развитию донорства крови и ее компонентов
5. Консультативный комитет Департамент служб здоровья и человека США по безопасности и доступности крови



Таблица 2

Итог работы консультативных органов по вопросам службы крови при федеральном органе исполнительной власти в сфере здравоохранения Российской Федерации в 2004 - 2006 гг.
Орган*Период работыПодготовлено нормативных документов
110.11.2005 – наст. время0
207.12.2004 – наст. время1
315.01.2004 – 09.03.20042
415.05.2002 – 09.03.200420

*Условные обозначения те же, что и табл. 1